?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мосты царских времен



Тема старины мне по душе. Я любитель заглянуть, как в старинные усадьбы, которые с каждым годом теряют свое былое величие, так и в усадьбы, которые взяты под защиту государства и тем самым обрели вторую жизнь. Порой, в их окрестностях, встречаются удивительные вещи. Настоящие следы из прошлого. Так, на территории усадьбы Середникова есть лесопарковая зона. Когда-то это был ухоженный парк, а теперь самый обычный лес. И прямо в лесу через ров перекинут каменный мост царских времен. Настоящий, с тяжелыми быками и кованными поручнями. Уже и речка давно высохла и тяжелые быки обросли кустарниками, а мост все стоит и послушно служит редким посетителям, переправляя их с одной стороны рва на другой. Потрясающая картина.

На днях наткнулся на пост от djhooligantk, где он сделал небольшую подборку царских мостов Саратовской области.

В области сохранились мосты, выстроенные в царские времена, которые до сих пор исправно выполняют свою функцию.



До 1990-х годов, каждый, кто проезжал по Вольскому тракту через реку Курдюм, мог не знать, что путь его лежит по мосту, построенному в 1909 году. Удивительно, но факт – и легковушки, и многотонные грузовики, направляющиеся из Саратова по федеральной трассе Р-228 «Сызрань-Саратов-Волгоград» на Сызрань, проносились по мосту, который заподозрить в почтенном возрасте было нельзя.



Но это только если проезжать его, не притормаживая. Если же остановиться, и внимательно его осмотреть, то прямо на опорах моста, к которым приделаны ограждения, мы найдем две чугунные царские таблички с «ерами» и «ятями», прикрученные огромными болтами с описанием.



Первая гласит: «Сооружено в 1909 г. в царствование императора Николая II Саратовским Уездным по общественным работам комитетом распоряжением уездного земства при Саратовском Губернаторе, Егермейстере двора Его Величества графе С.С. Татищеве, главнонаблюдающем по организации общественных работ действительном статском советнике Е.С. Укропотове, председателе комитета земской управы уездном предводителе дворянства В.Н. Михалевском».



Вторая сообщает: «Построен по проекту и под руководством техника Саратовского уездного земства С.Г.Грингоф под наблюдением помощника техника Ю.М. Вержбицкого, десятника В.А. Оситова и трудом пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян Пристанской и Вязовской волости».



Нижняя часть моста выполнена в виде арочных пролетов с фигурными, словно древние каменные крепости, опорами. Над опорами красуются буквы СУЗ - Саратовское уездное земство.



Тогда земство таким образом давало возможность заработать на жизнь крестьянам, страдающим из-за неурожаев и революционных волнений.

Несмотря на почтенный возраст, мост всё ещё в строю и продолжает выполнять свою функцию. В 1990-е годы был построен объезд села Клещевка и основной автомобильный поток ушел с этого мостового перехода. В настоящее время мост относится к объектам культурного наследия Саратовского района.



В селе Сокур Татищевского района имеется весьма интересный мост с аналогичными табличками. При этом мост совершенно не похож на клещевский. Это пешеходный подвесной мост-плотина, построенный по проекту техника С. Г. Грингофа трудом пострадавших от неурожая 1908 года крестьян Сокурской волости.



Мост подвешен на металлических стержнях, прикрепленных к железобетонным опорам. На металлические продольные балки, удерживаемые стержнями, положен деревянный настил. Выглядит это сейчас довольно ненадежно, так как и части металлических стержней уже нет, и настил местами с дырами. Но ездить по этому мосту было запрещено изначально. Об этом свидетельствует надпись, сделанная бетонными буквами при входе на мост «Шагомъ».



Плотина под мостом до сих пор выполняет свою гидротехническую функцию.



Ещё один мост, построенный под руководством Саратовского Уездного земства крестьянами, находится в селе Поповка Саратовского района. По сведениям из реестра выявленных объектов культурного наследия Саратовской области он был построен в 1913 году.



Свои чугунные таблички он утратил. От них остались лишь пустые ниши.



Зато опоры у моста возвышаются высоко над периллами, словно на них раньше стояли фонари.



Этот мост связывает две части села, находящиеся на разных берегах реки Латрык, и так же выполняет свои первоначальные функции.



Многие, говоря о дореволюционном наследии региона, его достопримечательностях, прежде всего имеют ввиду архитектуру – дома, усадьбы, храмы, мельницы. Однако не стоит забывать и о таких, не менее интересных инженерных сооружениях, которые тоже являются объектами местного туризма.




Оригинал взят у djhooligantk в Царские мосты Саратовской области



Posts from This Journal by “история” Tag

promo alik_morozov december 7, 2014 21:20 86
Buy for 30 tokens
На днях познакомился с человеком, пролившим свет на одну вещь, которая до той поры находилась для меня в тени, но о которой, наверное, каждый хоть краем уха, но слышал. Знакомство произошло в вагоне Сапсана. В пятницу ездил в Питер и рядом со мной сел мужчина средних лет весьма интеллигентной…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
sari4alex
Mar. 16th, 2017 09:59 am (UTC)
Вот же древность
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 10:01 am (UTC)
Сколько лет, а все стоят.
trueadviser
Mar. 16th, 2017 10:10 am (UTC)
памятники старины
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 10:12 am (UTC)
Так еще исправно служат.
gal_an
Mar. 16th, 2017 10:16 am (UTC)
Ехать по нему страшно...
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 10:20 am (UTC)
Что касается каменных мостов, только вначале, когда со стороны видишь. Но когда выступаешь на него и чувствуешь его мощь не сломанную годами, страх исчезает. Ты проникаешься спокойствием и доверием.
Скорее современный развалится)

Edited at 2017-03-16 10:22 am (UTC)
parnyuk
Mar. 16th, 2017 10:23 am (UTC)
Очень интересный рассказ. Некоторые мосты просятся на реставрацию.,
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 10:24 am (UTC)
К сожалению, ничто не вечно.
midsammer
Mar. 16th, 2017 10:24 am (UTC)
Люблю такое))
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 10:25 am (UTC)
Наверное и в вашей области, где-нибудь спрятался подобный мост)
midsammer
Mar. 16th, 2017 10:40 am (UTC)
У нас нет(((
У нас -то и городу всего ничего - 156 лет.. Да и рек мало- только море))
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 10:47 am (UTC)
Море)) должны быть старые форты и крепости.
midsammer
Mar. 16th, 2017 10:58 am (UTC)
Ну вот , как вариант))
http://midsammer.livejournal.com/508043.html
А вообще фортов много- целая Владивостокская крепость))
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 11:00 am (UTC)
Ну вот) сейчас заценим пост.
midsammer
Mar. 16th, 2017 11:03 am (UTC)
Я извиняюсь за ссылку)))
можете удалить потом, если помешает. А то как реклама получилась(
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 11:04 am (UTC)
Ничего страшного. Это же в общении, по теме. Мне она не мешает)
святослав рюрикович
Mar. 16th, 2017 05:30 pm (UTC)
че загород такой молодой?
midsammer
Mar. 16th, 2017 10:18 pm (UTC)
Владивосток.
Тут и моложе есть☺
fizdipyushka
Mar. 16th, 2017 10:43 am (UTC)

Ах

alik_morozov
Mar. 16th, 2017 11:24 am (UTC)
Ух
святослав рюрикович
Mar. 16th, 2017 05:29 pm (UTC)
охрененный коментарий
uchvatovsb
Mar. 16th, 2017 12:00 pm (UTC)
красивые места
nastenad_lj
Mar. 16th, 2017 04:50 pm (UTC)
Жаль, что не за всеми ими следят и они разрушаются(
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 06:56 pm (UTC)
Весьма жаль.
alekseletskih
Mar. 16th, 2017 06:24 pm (UTC)
На века строили...
alik_morozov
Mar. 16th, 2017 06:56 pm (UTC)
Это не современный асфальт...
livejournal
Mar. 16th, 2017 06:30 pm (UTC)
Мосты царских времен
Пользователь akhceloo сослался на вашу запись в своей записи «Мосты царских времен » в контексте: [...] Оригинал взят у в Мосты царских времен [...]
alternativamira
Mar. 16th, 2017 11:46 pm (UTC)
Русские лучшие строители в мире я так считаю.
alik_morozov
Mar. 17th, 2017 03:53 am (UTC)
Возможно, когда работают по немецким чертежам с голландским инженерами.
( 29 comments — Leave a comment )