?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Давайте сегодня поближе познакомимся с живописью, ведь данная тема весьма обширна и многообразна. Неподготовленный человек легко может запутаться во всех этих стилях, школах и направлениях. Поэтому, для начала предлагаю разобраться со стилями.
Стили живописи — тема очень широкая, можно сказать вечная. Люди часто используют термины которые не совсем правильно понимают, из-за этого бывают путаницы и неразберихи. Именно поэтому, хотелось коротко и доступно рассказать все что известно о направлениях в живописи. Чтобы не превращать статью в унылый урок истории, давайте поговорим про самые востребованные и актуальные направления на сегодняшний день. Стили живописи с иллюстрациями — удобный и быстрый способ ознакомиться с важнейшими течениями в изобразительном искусстве.
Ну, поехали!


Готика


Алтарь семьи Мероде
Робер Кампен. 1430-е годы.


Готика – это течение в искусстве, которое накрыло все страны Западной и Центральной Европы. Тогда готика была во всем – в скульптуре, живописи, витраже и т.п. она использовалась везде где только можно, произошел «культурный бум». Такая популярность обусловлена последним шагом эволюции из средневекового искусства. Центром и главным фигурантом готического стиля была архитектура — высокие арки, цветные витражи, множество деталей. Романская эпоха не выдержала такой натиск и осталась на обочине истории.

Годы: 1150 — 1450.
Бартоло ди Фреди , Джотто, Ян Полак, Ян ван Эйк.

Ренессанс (Возрождение)


Кающаяся Мария Магдалина
Тициан. 1560-е годы.


Эпоха Возрождения возникла на почве падения Византийской империи и культурного переполоха, который произошел по этому поводу в Европе. Византийцы которые вынуждены были бежать, вместе с культурными связями, принесли на земли Европы произведения искусства и библиотеки. Таким образом произошло своеобразное возрождение античных взглядов, но на современный лад. С годами многие моменты пересматривались и ставились под сомнение. В целом, царствовал светский гуманизм и идеи процветания.

Годы: 1400 — 1600.
Иероним Босх, Леонардо да Винчи, Тициан.


Барокко


Юдифь и Олоферн
Караваджо. 1599 год.


Барокко — Европейское культурное наследие родом из Италии. Характеризует собой ироническую порочную красоту, неестественную элитность и вычурность. Свойственные черты таких картин — высокий контраст, напряженность сюжета, натянутая до предела динамика персонажей. Квинтэссенцией барокко принято считать церковь Санта-Мария-делла-Витториа, она находится в Риме.

Годы: 1600-1740.
Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Ян Вермеер.


Классицизм


Милосердие Сципиона Африканского
Помпео Батони. 1772 год.


Классицизм сыграл громадную роль в искусстве, как фундаментальное течения в живописи 18-го века. Из самого названия все становится понятно (лат. classicus значит образцовый, примерный).
Художники ставили себе цель, приобщить зрителя к высокому, а их картины были путеводной звездой. Высокая мораль, сдержанная культура и традиционные античные ценности стали основой классицизма. В эпоху классицизма в Европе произошел культурный рост и переоценка ценностей, искусство вышло на совершенно другой уровень.

Годы: 1700 — 1800.
Карл Брюллов, Жан-Батист Грёз, Пуссен Никола.


Реализм


Бродячие акробаты
Гюстав Доре. 1874 год.


Реализм пытается с наибольшей достоверностью передать настроение момента, миг реальности на полотне. Но в свою очередь он не ограничен четкими рамками, единственные правила состоят в том, что в картине не должно быть места для вещей, которые исключают реалистичность. В ходе экспериментов, под конец XVIII века, этот стиль поделили на натурализм и импрессионизм. Но, реализму удалось выжить и он пользуется популярностью даже в современной живописи.

Годы: 1800 — 1880.
Вильям Бугро, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле.


Импрессионизм


Впечатление. Восходящее солнце.
Клод Моне. 1872 год.


Импрессионизм возник во Франции, это понятие ввел Луи Леруа. Импрессионисты которые работали в этом стиле, хотели поймать секундное впечатление от каждого предмета или мгновения, рисовали прямо здесь и сейчас, невзирая на форму и смысл. Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения. Но позже на этой почве среди импрессионистов начались разногласия, со временем появились мастера, которые могли впечатляться социальными проблемами, голодом, болезнями. Тем не менее, импрессионизм — добрый и позитивный стиль живописи, который показывает хорошие и яркие моменты.

Годы: 1860 — 1920.
Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега.


Постимпрессионизм


Автопортрет в серой шляпе
Винсент Ван Гог. 1887 год.


Постимпрессионизм вобрал в себя множество различных стилей и техник. Европейские мастера со свежими взглядами на живопись зарождали новые течения и активно пытались отойти от надоевшего тогда импрессионизма и реализма.

Годы: 1880 — 1920.
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Родерик О’Конор.


Пуантилизм


Рио Сан Тровазо, Венеция.
Анри Эдмон Кросс. 1904 год.


Пуантилизм (point — точка) — Стилистическое направление в живописи, которое является тем же импрессионизмом, только в другой оболочке. Вместо рваных мазков, использовались точечные или прямоугольные формы. Так же, художники отказались от смешивания цветов на палитре, вместо этого, на полотно накладывались чистые цвета и смешивались уже непосредственно на самом полотне не соприкасаясь друг с другом.

Годы: 1885 — 1930.
Анри Эдмон Кросс, Жоржа Сёра, Поль Синьяк.


Модернизм


Бабочки вблизи.
Одилон Редон. 1910 год.


Модернизм — общая характеристика всех жанров и стилей в живописи 1850 — 1950 годов. Включает в себя такие направления в живописи — импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Существование этих стилей знаменует полный уход изобразительного искусства от академизма. После ухода от академизма, стало практически невозможно уследить за всеми течениями и стилями которые формировались и формуются до сих пор.

Годы: 1850 — 1950.
Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Огюст Ренуар и многие другие.


Академизм


Последний день Помпеи.
Карл Брюллов. 1833 год.


Академизм – направление в искусстве, которое следует правилам и обычаям античности и эпохи Возрождения. Академизм стремится навязать четкие устои и грани, исключает фантазию и творческий полет. Вместо этого, упор делается на совершенствование недостатков, «шероховатости» природы — скрывать либо устранять. Улучшать действительность в сторону красивого восприятия — вот суть академизма. Сюжеты зачастую берутся из античной мифологии, так же используются библейские и исторические мотивы.

Годы: 1500 — сегодня.
Карл Брюллов, Уильям Бугро, Фёдор Бруни.


Примитивизм


В кухне.
Эпифаний Дровняк. 1940~ год.


Примитивизм – умышленное упрощение картины до такой степени, чтобы она выглядела так, как будто это работа ребенка. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму. Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми. Но если приглядеться, то можно увидеть правильные пропорции и соблюдение правил горизонта и композиции. Большинство известных мастеров примитивизма и наивного искусства были большими поклонниками истории своего народа и его культуры. Именно поэтому все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали. Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто с примесью символизма. Это связано с тем, что современный зритель не готов воспринимать примитивизм в его чистом виде.

Годы: 1900 — сегодня.
Эпифаний Дровняк, Анри Руссо, Нико Пиросманишвили.


Кубизм


Сидящая женщина в голубом платье.
Пабло Пикассо. 1939 год.


Кубизм является направлением модернизма, зачастую используется по отношению к живописи и изобразительному искусству. Мастера разбивали свои сюжеты на геометрические формы, придавая каждому уникальному элементу — свой плотный сектор.

Годы: 1906 — 1925.
Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне.


Сюрреализм


Постоянство памяти
Сальвадор Дали. 1931 год.


Сюрреализм — смешивание сна с реальностью. В этом стиле деятели искусств освобождали свои сны наружу, смешивая образы из реальной жизни друг с другом, совмещая несовместимое. Так же, затрагивались личные темы сновидений — страхи, тайные желания, бессознательные фантазии, комплексы. Все то, что человек может видеть в своих снах. Сегодня сюрреалисты копируют внешнюю оболочку, используя только красивые формы, не вселяя в них тот смысл, который был свойственен мастерам прошлого.

Годы: 1920 — сегодня.
Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.


Абстракционизм


Желто красно голубое.
Василий Кандинский. 1925 год.


Абстракционизм — направление в искусстве, где произошел отказ от изображения действительности и правильности форм. Главная цель состоит в том, чтобы изобразить множество разноцветных форм, которые вместе смогут рассказать о сюжете картины. Родиной абстракционизма принято считать Россию и Америку.

Годы: 1910 — сегодня.
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.


Экспрессионизм


Крик
Эдвард Мунк. 1893 год.


Экспрессионизм ставит перед собой одну единственную задачу, передать то, что чувствовал автор картины в момент ее написания. Художники в этом стиле хотят выразить себя и свои чувства, именно поэтому экспрессионизм является антиподом импрессионизма, в котором упор ставится на выражении сугубо внешней оболочки. Экспрессионистам характерна склонность к мистике, пессимизму и унынию.

Годы: 1890 — сегодня.
Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич.


Поп-арт


Зелёные бутылки Кока-Колы.
Энди Уорхол. 1962 год.


Поп-арт — Современный стиль в искусстве, использующий символы массовой культуры и продукты широкого потребления. Манипулировать и комбинировать объекты помогали современные технологии, из-за этого поп-арт часто подвергался критике со стороны сторожил старой школы. Со временем поп-арт поглотил многие направления в живописи.

Годы: 1950 — 1980.
Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Роберт Раушенберг.


Минимализм


Gran Cairo
Фрэнк Стелла. 1962 год.


Минимализм должен сводить к минимуму вмешательство автора в окружающую среду. Минимализм обозначает лишь самые важные моменты. Истоками лежит в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Является очень спорным жанром живописи, в связи с чересчур минималистическими взглядами некоторых авторов этого стиля. Сегодня минималистичиские направления в живописи трансформируются чрезвычайно быстро.

Годы: 1960 — сегодня.
Фрэнк Стелла, Карл Андре, Сол Ле Витт.


Гиперреализм


Фрукты.
Жак Боден. 2016 год.


Гиперреализм появился в связи с популяризацией фотографии, деятелям искусства было интересно посоревноваться с фотографами. Гиперреалисты создают альтернативную реальность, реалистичную иллюзию.

Годы: 1970 — сегодня.
Гноли, Герхард Рихтер, Делкол.

Источник


Сразу вспомнил наш поход в Национальный музей Прадо в Мадриде.




Posts from This Journal by “культура” Tag

promo alik_morozov декабрь 7, 2014 21:20 87
Buy for 30 tokens
На днях познакомился с человеком, пролившим свет на одну вещь, которая до той поры находилась для меня в тени, но о которой, наверное, каждый хоть краем уха, но слышал. Знакомство произошло в вагоне Сапсана. В пятницу ездил в Питер и рядом со мной сел мужчина средних лет весьма интеллигентной…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
nathoncharova
Apr. 3rd, 2019 11:50 am (UTC)
некоторое из представленного не воспринимаю и не понимаю
alik_morozov
Apr. 3rd, 2019 11:57 am (UTC)
Здесь, как говорится, каждому своё.
lv973
Apr. 3rd, 2019 11:56 am (UTC)
Интересно и познавательно! Спасибо, что просветили)
7pravil
Apr. 3rd, 2019 11:56 am (UTC)
теперь я разбираюсь в живописи)
alik_morozov
Apr. 3rd, 2019 12:04 pm (UTC)
И это хорошо)
24_00chasa
Apr. 3rd, 2019 11:58 am (UTC)
о стилях знаю весьма поверхностно)
alik_morozov
Apr. 3rd, 2019 12:04 pm (UTC)
Теперь будете знать чуть больше;)
arbalett
Apr. 3rd, 2019 11:59 am (UTC)
Импрессионизм понравился
святослав рюрикович
Apr. 3rd, 2019 12:49 pm (UTC)
модернизм, со всеми кубизмами, сюрреализмами и прочей хренью не понимаю. абстракционизм приметивен, это не искусство. для узкой публике - пожалуйста. а выносить его на международный уровень, да ещё ставить в один ряд с классицизмом, борокко, да той же готикой - это слишком! максимум, что приемлимо из современных веяний, это критический реализм и советский авангард.
alik_morozov
Apr. 3rd, 2019 01:17 pm (UTC)
Кто-то любит арбуз, а кто-то свинной хрящик.
golovac
Apr. 3rd, 2019 09:16 pm (UTC)
Заметили, как ускорился темп смены разных стилей? Если раньше краски были дороги, а заказчиков немного, то и мастера, творившие шедевры (т.е. умевших рисовать красками) были штучным товаром. Соответственно и темпы развития общества - весьма неспешные- не торопили смену вех. А потом понеслось- краски дешевые, подмастерья не нужны, буржуа-заказчиков навалом. И стали плодиться таланты как грибы. Академическим мастерством уже никого не удивить, в ход пошел маркетинг через голову. Как апофеоз- инсталляции с использованием "унитазов". Каждый из описанных стилей имеет право на существование, поскольку предназначение любого прикладного искусства и живописи- украшение интерьеров для услады глаз владельца. На уровне - нравится-не нравится. Грубо говоря:"Лошадь со всеми подробностями сейчас может нарисовать почти любой, достаточно научиться", а все "гении" нынешних времен - продукт маркетинга. С середины 19 века, когда тайны техники в живописи перестали быть тайной, "гениями от головы" следует признавать только авторов Манифестов, таких как Ренуар, Сера, Кандинский, Дали, Уорхол и иже с ними. Все остальное -голимый маркетинг, чаще без участия художника. Нельзя же обвинить Ван Гога или Модильяни в самопиаре. Мне кажется, что все, что было после Ренессанса, следует оценивать по другим критериям.
alik_morozov
Apr. 4th, 2019 07:19 pm (UTC)
Заметил. Но стремительное развитие, по сравнению со средневековьем, наблюдается во всём. Живопись не исключение. Согласен, каждый стиль имеет право быть. Тем более, если на него есть спрос. Лично мое мнение, классическую живопись изобразить труднее. А вот если мастер виртуозно владеет кистью, и вдруг творит какой-нибудь абстракционизм, то здесь можно задуматься: что хотел показать автор, почему? Конечно, тут тоже можно придраться: мол, лень творить качественный продукт, вот и решил по-быстрому деньжат срубить. Но ведь если подходить к картине академически, по стандартам, то цветовая гамма, симметрия, контраст - все будет указывать на уровень автора. Многие же не умеют читать картины. В основном чисто обывательский, поверхностный взгляд: похоже - непохоже.
golovac
Apr. 4th, 2019 08:05 pm (UTC)
Так ясен перец, что живопись продукт эпохи! Просто до Возрождения - краски дорого, заказчиков мало, учебников нет- художников ДЕСЯТКИ. Упор на школу и технику. Потом всеобщее изобилие - заказчиков, материалов, информации. Похоже и красиво умеют писать ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ. Техника обесценилась, нужны идеи и маркетинг. Вот и вся современная живопись. Это не плохо и не хорошо. Так вышло. Написать абстрактную картину наверное даже сложнее, чем классику. Тут что-то изнутри должно переть, а не просто натуру копировать. Я "знатокам", которые Манриана хаили, предлагал написать подобное. Хрен-с!
Просто живопись, как ремесло и техника закончились в начале 18 века. Потом пошли "придумщики" (некоторые при этом рисовать не умели, но 90% были изрядными художниками-классиками).
А на счет - читать картины и "похоже- непохоже", не согласен. Если на первый взгляд не видно явных недостатков в технике, то единственным критерием оценки живописи является "нравится-не нравится". Все остальное тоже маркетинг. На стесняющихся и слабых духом рассчитанный. Своего рода религиозный дурман для доверчивых.
alik_morozov
Apr. 4th, 2019 09:35 pm (UTC)
Однако, на художников учатся, и не один год. Если бы цель картины заключалось только в точечном переносе объекта на холст, то с появлением фотоаппаратуры, необходимость в художниках отпала бы сама собой. Картина имеет множество параметров, и хороший художник должен их знать, или, по крайней мере, чувствовать.
golovac
Apr. 4th, 2019 09:54 pm (UTC)
Художник- ремесленник, соответственно должен ремеслом владеть. Но картина, не сапоги, должна украшать и нравиться. Иначе не продать, а кушать хочется. Поэтому- нравится или не нравится- главное, особенно для покупателя. Остальное мода и маркетинг.
Кстати, гиперреализм появился при полном расцвете фотодела.
А если про искусство, то художник это тот, который не может не писать. А картина как искусство, не может быть пересказана. Отсюда лесом идут передвижники и прочие реалисты, делающие упор на жанровые сцены. Зато вдруг впечатляют Ван Гоги и эксприссионисты. Вот только первого я бы купил, а вторых нет. Имею право- не нравится, к обоям не подходят.
alik_morozov
Apr. 4th, 2019 10:18 pm (UTC)
>А если про искусство, то художник это тот, который не может не писать.

Это как раз про Ван Гога - человек не мог не писать. Более 800 работ, а при жизни 14 проданных. И то, в большей степени, благодаря брату-торговцу.

По поводу "нравится-не нравится" тоже палка о двух концах. Народ решает, что ему по душе: спрос рождает предложение. Но с другой стороны, в своем большинстве, он ведом - сами про это писали. Особенно, если люди не разбираются в живописи. Им скажут - это великое творение - они и ведутся. А говорят им это люди разбирающиеся в искусстве. Вначале признание художники получают в узких кругаг, а только потом творения идут в массы. И снова я возвращаюсь к тому, что если человек может творить в классических жанрах, то его сюр вырастает в цене. Пример Пикассо. Он получил известность благодаря классическим жанрам, а только потом начал экспериментировать - здравствуй, кубизм и сюрреализм. Именно знание и строгое применение законов живописи (экспрессия, сочетание красок, пропорции и тд.) делают их каляки необычными. В противном случае, разница с каляками ребенка была бы не велика. Кстати, его слова: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок.»

Edited at 2019-04-04 10:28 pm (UTC)
donbassrus
Apr. 23rd, 2019 09:15 am (UTC)
+
live124578
Apr. 23rd, 2019 09:29 am (UTC)
живопись должна возвышать душу, а барахло на букву г. я и в общественном туалете не только увижу, но и носом даже почувствую
alik_morozov
Apr. 23rd, 2019 09:49 am (UTC)
Это сугубо личное.
tanafi
Apr. 23rd, 2019 09:49 am (UTC)
Течений всяких много...
Здесь и не все перечислены)
Суперматизм, фовизм, символизм, ромнтизм и тд...
alik_morozov
Apr. 23rd, 2019 09:51 am (UTC)
Тема реально сложная и глубокая. Запутаться легко можно.
( 21 comments — Leave a comment )