alik_morozov (alik_morozov) wrote,
alik_morozov
alik_morozov

Categories:

Беломорканал



Моё знакомство с Беломорско-Балтийским каналом состоялось месяц назад в районе 5 шлюза в поселке Повенец. Наш тур по Карелии принес много интересного, но особенно хотел отметить встречу с каналом. Гигантский канал протяжённостью 227 километров, вырубленный силами заключённых ГУЛАГа сквозь скалы, болота и тайгу, предстал перед нами небольшим шлюзом. Ширина шлюза в том месте не более ста метров, длина киллометр. Стоя на переезде одного шлюза, без труда можно видеть следующий. С первого взгляда тяжело представить, что при строительстве этого сооружения было задействовано в общей сложно более 250 тысяч заключённых, из которых погибло 12 800 человек. Как сказали местные, многие поселения вдоль канала, были основаны именно в период строительства.
Но давайте более подробно поговорим об этом сооружении.


Никольская церковь на берегу канала в поселке Повенец

Чтобы понять рвение и напор с которым возводился канал, нужно уточнить, что его строительство носило в первую очередь геополитическую задачу - избежать огибания Скандинавских полуостровов по северным морям, а иметь свою независимую артерию от Финского залива до Белого моря.



Беломорско-Балтийский канал является частью Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.



История строительства канала трагична – это была одна из первых великих строек страны Советов и первой стройкой, где использовался труд заключенных. В тоже время благодаря папиросам "Беломорканал", этот канал стал самым известным в стране.


Карта Беломоро-Балтийского канала

Общие характеристики
Протяженность - 227 км, из них 37,1 км – это искусственные пути
Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина - 4 метра, ширина - 36 метров, радиус закругления - 500 метров
Количество шлюзов – 19, размеры их камер – 135 на 14,3 метров
Скорость движения на искусственных участках – не более 8 км/час
Средняя длительность навигации – 165 суток.

Беломорско-Балтийский канал – сооружения
На Беломорско-Балтийском канале построено 19 гидроузлов, из них 7 расположено на южном склоне и 12 гидроузлов - на северном склоне сооружения
Из 19 шлюзов 13 - двухкамерные и 6 – однокамерные, то есть всего построено 32 камеры шлюзов
15 плотин для создания подпора и регулирования стока
5 гидроэлектростанций – Беломорская, Выгостровская и Маткожненская, Ондская и Палакоргская
12 водосбросов и другие сооружения.



Беломорско-Балтийский канал - описание
Трасса Беломорско-Балтийского канала начинается у поселка Повенец на Онежском озере и заканчивается у города Беломорск на Белом море.

Водный путь проходит по пересеченной местности, по затопленным долинам небольших рек и многочисленным озерам, на которых много островов.
На многих водоемах имеются каменистые отмели, а на северном склоне и в водораздельной части дно и берега покрыты скальными породами.
Все эти факторы усложняют судоходство и малейшее отклонение от судового хода может привести к повреждению судна.



По этой причине на многих участках канала разрешено только одностороннее движение судов. Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю.

Всю трассу Беломорканала можно разделить на Южный склон, где находится семь шлюзов, водораздельный канал и Северный склон, состоящий из 12 шлюзов.

Южный склон Беломорканала
Южный склон протяженностью в 10 км начинается у поселка Повенец, расположенного в Повенецкой губе Онежского озера. Семь рядом построенных гидроузлов образуют так называемую Повенчанскую лестницу, по которой суда поднимаются на высоту почти 70 метров.


Водораздельный бьеф Беломорканала
Водораздельный бьеф протяженностью в 22 км расположен между шлюзами № 7 и №8. Судовой ход здесь проходит по озеру Воло (10 км) и по озеру Вадло (4 км).
Это самый трудный участок на канале, судовой ход здесь огибает острова и имеет повороты, а глубина по его оси меняется от 4,5 до 15 метров.
Лишь приближаясь к северному склону канал расширяется, что благоприятствует расхождению судов.

Северный склон Беломорканала
Трасса Северного склона канала проходит через несколько рек, небольшие озерца и пять крупных озер.

Из истории
Идея соединить Онежское озеро с Белым морем возникла еще при Петре I.
В 1702 году была сооружена знаменитая «Государева дорога» - просека шириной в шесть метров с настилом из бревен, по которой из Белого моря до Онего-озера протаскивали военные суда.

Позже было предложено несколько проектов строительства водного пути. Один из них, разработанный профессором Всеволодом Тимоновым в 1900 году был удостоен золотой медали Парижской выставки.
Все предложенные проекты не были воплощены в жизнь и как написал Михаил Пришвин в своей книге «В краю непуганых птиц», что лишь два камня около деревни Масельга с надписью «Онежско-Беломорский канал» напоминают о всех тех мероприятиях.

В июне 1930 года было принято решение о начале строительства канала. По указанию Сталина водный путь должен был быть построен за 20 месяцев без больших затрат.

Идея использовать дешевый труд заключенных принадлежит генерал-лейтенанту, одному из руководителей ГУЛАГа Нафталию Френкелю.

Начальник работ Белморстроя Френкель, начальник ГУЛАГа Берман и другие руководители строительства

Весной 1932 года Генрих Ягода и заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили Положение об особых правах начальника ГУЛАГа. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа Якова Рапопорта, в соответствии с которым им предоставлялось право увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину.

Строительные работы проводились без привлечения современной техники, практически вручную, с помощью лопаты, топора и кирки, а строительными материалами были песок, камень и дерево. За все время строительства в БелБалтЛаг (Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь) было направлено более 250 тысяч заключенных, из которых, по официальным данным, погибло около 13 тысяч человек.



Организаторы стройки старались придать ей военизированную форму и использовали такие слова, как штаб, рота, а заключенных строителей называли каналоармейцами по аналогии с красноармейцами.
Чем меньше вырабатывал строитель, тем меньше был его паек, а при увеличении выработки паек увеличивался. Жили каналоармейцы в бараках и палатках.



В своей работе «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солжениц писал: «Так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий - главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин - Берман - Френкель - Коган - Раппопорт – Жук.»

В 1997 году в 12 км от Медвежьегорска в урочище Сандармох были обнаружены массовые захоронения. В этой местности были расстреляны и захоронены более 9500 человек, преимущественно репрессированные, каналоармейцы и заключенные ГУЛАГа. Всего было найдено 236 захоронений.

В мае 1933 года канал был достроен, ему присвоили имя И.В. Сталина, которое он носил до 1961 года.

25 июня по трассе прошел пароход «Чекист». По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий (в то время его глубина составляла 3,65 метров), а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный.

Музей Беломоро-Балтийского канала


В поселке Повенец в районе 5 шлюза находится небольшой музей. Буквально один зал вмещает в себе экспозиции из собранных вещей, фотографий, документов касающихся строителей канала. К сожалению, основным героям стройки посвящен всего лишь один стенд. Да и пожилой экскурсовод затрагивает тему политзаключенных, как-то вскользь, невзначай, аккуратно. Как будто, их рабский труд был обычным делом, и даже почетным. Нам сказано, что люди понимали великое значение своей работы и упорно трудились на благо молодого государства. Словно за их спиной не маячило дуло бдительного чекиста. В музее больше внимания, как мне показалось, уделено имени Сталина и громким словам о важности данного сооружения. Этот момент немного омрачил мое знакомство. Все таки хотелось услышать о рабочих, о их быте, о дальнейшей судьбе. Одним словом больше человечности, а не затертых лозунгов сталинских времен. Ладно, в любом случае, спасибо хранителям музея. Частичка истории продолжает жить в их стенах.

Часть материала взята у 7dogs


Tags: Карелия, Россия, история, туризм
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Танцующая смерть

    В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалась…

  • Мемориал жертвам Чернобыльской АЭС

    Вчера посетили памятный мемориал первым 28 жертвам Чернобыльской катастрофы на Митинском кладбище. Среди захороненных в свинцовых саркофагах были…

  • Сандармох - мемориал тысячам жертв

    Сандармох (реже Сандормох, кар. Sandarmoh) — это лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12 км от Медвежьегорска по…

  • Наш Кант

    Спустя три года Кенигсберг снова встречает нас, а вместе с ним и все атрибуты далёкой Пруссии: мощеные брусчаткой улицы, узкоколейка, черепица…

  • Пистолет, смерть и пшеничное поле

    В продолжении темы художника-постимпрессиониста хотел осветить новость: Орудие убийства Винсента Ван Гога выставлено на продажу. Как…

  • Немного о вине

    На выходных были у друзей за городом. Погода радовала нас ярким, по летнему теплым, солнышком. Лужайка перед домом, избавившаяся от последнего…

promo alik_morozov december 7, 2014 21:20 89
Buy for 30 tokens
На днях познакомился с человеком, пролившим свет на одну вещь, которая до той поры находилась для меня в тени, но о которой, наверное, каждый хоть краем уха, но слышал. Знакомство произошло в вагоне Сапсана. В пятницу ездил в Питер и рядом со мной сел мужчина средних лет весьма интеллигентной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →