?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Беломорканал



Моё знакомство с Беломорско-Балтийским каналом состоялось месяц назад в районе 5 шлюза в поселке Повенец. Наш тур по Карелии принес много интересного, но особенно хотел отметить встречу с каналом. Гигантский канал протяжённостью 227 километров, вырубленный силами заключённых ГУЛАГа сквозь скалы, болота и тайгу, предстал перед нами небольшим шлюзом. Ширина шлюза в том месте не более ста метров, длина киллометр. Стоя на переезде одного шлюза, без труда можно видеть следующий. С первого взгляда тяжело представить, что при строительстве этого сооружения было задействовано в общей сложно более 250 тысяч заключённых, из которых погибло 12 800 человек. Как сказали местные, многие поселения вдоль канала, были основаны именно в период строительства.
Но давайте более подробно поговорим об этом сооружении.


Никольская церковь на берегу канала в поселке Повенец

Чтобы понять рвение и напор с которым возводился канал, нужно уточнить, что его строительство носило в первую очередь геополитическую задачу - избежать огибания Скандинавских полуостровов по северным морям, а иметь свою независимую артерию от Финского залива до Белого моря.



Беломорско-Балтийский канал является частью Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.



История строительства канала трагична – это была одна из первых великих строек страны Советов и первой стройкой, где использовался труд заключенных. В тоже время благодаря папиросам "Беломорканал", этот канал стал самым известным в стране.


Карта Беломоро-Балтийского канала

Общие характеристики
Протяженность - 227 км, из них 37,1 км – это искусственные пути
Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина - 4 метра, ширина - 36 метров, радиус закругления - 500 метров
Количество шлюзов – 19, размеры их камер – 135 на 14,3 метров
Скорость движения на искусственных участках – не более 8 км/час
Средняя длительность навигации – 165 суток.

Беломорско-Балтийский канал – сооружения
На Беломорско-Балтийском канале построено 19 гидроузлов, из них 7 расположено на южном склоне и 12 гидроузлов - на северном склоне сооружения
Из 19 шлюзов 13 - двухкамерные и 6 – однокамерные, то есть всего построено 32 камеры шлюзов
15 плотин для создания подпора и регулирования стока
5 гидроэлектростанций – Беломорская, Выгостровская и Маткожненская, Ондская и Палакоргская
12 водосбросов и другие сооружения.



Беломорско-Балтийский канал - описание
Трасса Беломорско-Балтийского канала начинается у поселка Повенец на Онежском озере и заканчивается у города Беломорск на Белом море.

Водный путь проходит по пересеченной местности, по затопленным долинам небольших рек и многочисленным озерам, на которых много островов.
На многих водоемах имеются каменистые отмели, а на северном склоне и в водораздельной части дно и берега покрыты скальными породами.
Все эти факторы усложняют судоходство и малейшее отклонение от судового хода может привести к повреждению судна.



По этой причине на многих участках канала разрешено только одностороннее движение судов. Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю.

Всю трассу Беломорканала можно разделить на Южный склон, где находится семь шлюзов, водораздельный канал и Северный склон, состоящий из 12 шлюзов.

Южный склон Беломорканала
Южный склон протяженностью в 10 км начинается у поселка Повенец, расположенного в Повенецкой губе Онежского озера. Семь рядом построенных гидроузлов образуют так называемую Повенчанскую лестницу, по которой суда поднимаются на высоту почти 70 метров.


Водораздельный бьеф Беломорканала
Водораздельный бьеф протяженностью в 22 км расположен между шлюзами № 7 и №8. Судовой ход здесь проходит по озеру Воло (10 км) и по озеру Вадло (4 км).
Это самый трудный участок на канале, судовой ход здесь огибает острова и имеет повороты, а глубина по его оси меняется от 4,5 до 15 метров.
Лишь приближаясь к северному склону канал расширяется, что благоприятствует расхождению судов.

Северный склон Беломорканала
Трасса Северного склона канала проходит через несколько рек, небольшие озерца и пять крупных озер.

Из истории
Идея соединить Онежское озеро с Белым морем возникла еще при Петре I.
В 1702 году была сооружена знаменитая «Государева дорога» - просека шириной в шесть метров с настилом из бревен, по которой из Белого моря до Онего-озера протаскивали военные суда.

Позже было предложено несколько проектов строительства водного пути. Один из них, разработанный профессором Всеволодом Тимоновым в 1900 году был удостоен золотой медали Парижской выставки.
Все предложенные проекты не были воплощены в жизнь и как написал Михаил Пришвин в своей книге «В краю непуганых птиц», что лишь два камня около деревни Масельга с надписью «Онежско-Беломорский канал» напоминают о всех тех мероприятиях.

В июне 1930 года было принято решение о начале строительства канала. По указанию Сталина водный путь должен был быть построен за 20 месяцев без больших затрат.

Идея использовать дешевый труд заключенных принадлежит генерал-лейтенанту, одному из руководителей ГУЛАГа Нафталию Френкелю.

Начальник работ Белморстроя Френкель, начальник ГУЛАГа Берман и другие руководители строительства

Весной 1932 года Генрих Ягода и заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили Положение об особых правах начальника ГУЛАГа. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа Якова Рапопорта, в соответствии с которым им предоставлялось право увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину.

Строительные работы проводились без привлечения современной техники, практически вручную, с помощью лопаты, топора и кирки, а строительными материалами были песок, камень и дерево. За все время строительства в БелБалтЛаг (Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь) было направлено более 250 тысяч заключенных, из которых, по официальным данным, погибло около 13 тысяч человек.



Организаторы стройки старались придать ей военизированную форму и использовали такие слова, как штаб, рота, а заключенных строителей называли каналоармейцами по аналогии с красноармейцами.
Чем меньше вырабатывал строитель, тем меньше был его паек, а при увеличении выработки паек увеличивался. Жили каналоармейцы в бараках и палатках.



В своей работе «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солжениц писал: «Так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий - главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин - Берман - Френкель - Коган - Раппопорт – Жук.»

В 1997 году в 12 км от Медвежьегорска в урочище Сандармох были обнаружены массовые захоронения. В этой местности были расстреляны и захоронены более 9500 человек, преимущественно репрессированные, каналоармейцы и заключенные ГУЛАГа. Всего было найдено 236 захоронений.

В мае 1933 года канал был достроен, ему присвоили имя И.В. Сталина, которое он носил до 1961 года.

25 июня по трассе прошел пароход «Чекист». По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий (в то время его глубина составляла 3,65 метров), а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный.

Музей Беломоро-Балтийского канала


В поселке Повенец в районе 5 шлюза находится небольшой музей. Буквально один зал вмещает в себе экспозиции из собранных вещей, фотографий, документов касающихся строителей канала. К сожалению, основным героям стройки посвящен всего лишь один стенд. Да и пожилой экскурсовод затрагивает тему политзаключенных, как-то вскользь, невзначай, аккуратно. Как будто, их рабский труд был обычным делом, и даже почетным. Нам сказано, что люди понимали великое значение своей работы и упорно трудились на благо молодого государства. Словно за их спиной не маячило дуло бдительного чекиста. В музее больше внимания, как мне показалось, уделено имени Сталина и громким словам о важности данного сооружения. Этот момент немного омрачил мое знакомство. Все таки хотелось услышать о рабочих, о их быте, о дальнейшей судьбе. Одним словом больше человечности, а не затертых лозунгов сталинских времен. Ладно, в любом случае, спасибо хранителям музея. Частичка истории продолжает жить в их стенах.

Часть материала взята у 7dogs


Posts from This Journal by “история” Tag

  • Мемориал жертвам Чернобыльской АЭС

    Вчера посетили памятный мемориал первым 28 жертвам Чернобыльской катастрофы на Митинском кладбище. Среди захороненных в свинцовых саркофагах были…

  • Сандармох - мемориал тысячам жертв

    Сандармох (реже Сандормох, кар. Sandarmoh) — это лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12 км от Медвежьегорска по…

  • Наш Кант

    Спустя три года Кенигсберг снова встречает нас, а вместе с ним и все атрибуты далёкой Пруссии: мощеные брусчаткой улицы, узкоколейка, черепица…

  • Пистолет, смерть и пшеничное поле

    В продолжении темы художника-постимпрессиониста хотел осветить новость: Орудие убийства Винсента Ван Гога выставлено на продажу. Как…

  • Немного о вине

    На выходных были у друзей за городом. Погода радовала нас ярким, по летнему теплым, солнышком. Лужайка перед домом, избавившаяся от последнего…

  • Винсент Ван Гог: жизнь и творчество

    Вчера в рассуждениях с моим френдом golovac к посту "Стили живописи. Смотрим и знакомимся." коснулись Ван Гога. Решил освежить память…

promo alik_morozov december 7, 2014 21:20 89
Buy for 30 tokens
На днях познакомился с человеком, пролившим свет на одну вещь, которая до той поры находилась для меня в тени, но о которой, наверное, каждый хоть краем уха, но слышал. Знакомство произошло в вагоне Сапсана. В пятницу ездил в Питер и рядом со мной сел мужчина средних лет весьма интеллигентной…

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lj_frank_bot
Sep. 18th, 2019 01:18 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
shchukin-vlad.ru
Sep. 18th, 2019 02:00 pm (UTC)
много народу полегло тут
alik_morozov
Sep. 18th, 2019 02:01 pm (UTC)
Если отталкиваться от официальных источников, то 5% от всех рабочих.
(no subject) - alex_ishm - Sep. 18th, 2019 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alik_morozov - Sep. 18th, 2019 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey100_500 - Sep. 18th, 2019 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_ishm - Sep. 18th, 2019 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey100_500 - Sep. 18th, 2019 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alik_morozov - Sep. 18th, 2019 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oimopoz - Sep. 18th, 2019 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - святослав рюрикович - Sep. 18th, 2019 09:14 pm (UTC) - Expand
alex_ishm
Sep. 18th, 2019 02:56 pm (UTC)
Рукотворный памятник эпохе.
alik_morozov
Sep. 18th, 2019 03:43 pm (UTC)
Монумент.
marusialimovak
Sep. 18th, 2019 03:00 pm (UTC)
"Фирин - Берман - Френкель - Коган - Раппопорт – Жук."
И как при таком раскладе не стать антисемитом?
Вот советский человек и был явным ,но чаще-скрытым,антисемитом.
И я был.
Но преодолел свой антисемитизм.
А на старости лет стал открытым русофобом-Израиль Украине не угрожает и не ведет против нее войн.
А Россия-явный и экзестенциальный враг Украины и украинцев.
Как арабы и Иран для Израиля.
Выживет только один.
И это не Россия.
Останется на карте Мира Украина.
alik_morozov
Sep. 18th, 2019 03:44 pm (UTC)
Одна Украина?
(no subject) - anivalmol - Sep. 18th, 2019 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oimopoz - Sep. 18th, 2019 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - святослав рюрикович - Sep. 18th, 2019 09:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
vogulec
Sep. 18th, 2019 04:28 pm (UTC)
Канал-папиросы.
bruslyc
Sep. 18th, 2019 07:19 pm (UTC)
навигатор для лётчиков :)
(no subject) - acad_neo - Sep. 19th, 2019 08:27 am (UTC) - Expand
byacs
Sep. 18th, 2019 04:36 pm (UTC)
Очень свежая информация.
alik_morozov
Sep. 18th, 2019 04:40 pm (UTC)
Особенно если и не знал.
(no subject) - byacs - Sep. 18th, 2019 04:44 pm (UTC) - Expand
shatff
Sep. 18th, 2019 04:46 pm (UTC)
Информативно.
hasnamus
Sep. 18th, 2019 04:52 pm (UTC)
Вот и покурили
nquatro
Sep. 18th, 2019 06:50 pm (UTC)
Хорошие папиросы были... Суровые!
(no subject) - святослав рюрикович - Sep. 18th, 2019 09:15 pm (UTC) - Expand
podmoskva
Sep. 18th, 2019 05:57 pm (UTC)
Интересно.
venceslaus
Sep. 18th, 2019 06:37 pm (UTC)
По Вашему тексту получается, что Вы согласны с тем, Петр был вовсе не московским царём, а европейским оккупантом, который тащил боевые корабли из Белого моря во внутренний бассейн. Так?
alik_morozov
Sep. 18th, 2019 08:39 pm (UTC)
Нет.
nquatro
Sep. 18th, 2019 06:50 pm (UTC)
Хорошие папиросы были... Суровые!
святослав рюрикович
Sep. 18th, 2019 09:16 pm (UTC)
ядренные. раньше только их и казбек смолил

Edited at 2019-09-18 09:17 pm (UTC)
(no subject) - nquatro - Sep. 18th, 2019 09:33 pm (UTC) - Expand
b0ratt
Sep. 18th, 2019 07:33 pm (UTC)
Интересно узнать о зодчих построивших такую экзотическую церковь...
ze_danilla
Sep. 19th, 2019 09:43 am (UTC)
церковь просто отличная

уж насколько я херово отношусь к религиозному новострою, но эта очень понравилась. Уникальное сооружение для современной России
(no subject) - b0ratt - Sep. 19th, 2019 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alik_morozov - Sep. 19th, 2019 08:15 pm (UTC) - Expand
nikolay_suslov
Sep. 18th, 2019 09:19 pm (UTC)
Историческое сооружение! Спасибо за репортаж. Не ходил ещё по каналу...
alik_morozov
Sep. 19th, 2019 09:52 am (UTC)
Спасибо. Часто бываете в Карелии?
(no subject) - nikolay_suslov - Sep. 19th, 2019 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Sep. 19th, 2019 12:49 am (UTC) - Expand
motherware
Sep. 19th, 2019 04:23 am (UTC)
Очень любопытно! Спасибо.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 47 comments — Leave a comment )

Profile

alik_morozov
alik_morozov

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel