
Введенная с 15 ноября этого года плата за проезд по федеральным автотрассам для грузовиков массой более 12 тонн ознаменовались множеством событий и заявлений. Если кто еще невкурсе или забыл о чем идет речь, а наверное такие имеются, напомним - Система "Платон" предназначена для взимания платы с владельцев транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн за проезд по автомобильным дорогам федерального значения. До 29 февраля 2016 года установленная плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу около 1,53 руб./км пути. В дальнейшем до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км.
Так по оценке Федерального дорожного агентства (Росавтодор), средства, полученные в результате функционирования системы «Платон», — около 40 млрд руб. в год — будут аккумулироваться в Федеральном дорожном фонде.
Но что мы имеем по сути? Давайте разберемся в этом.
Чиновники уверены сами, и стараются убедить в этом всех остальных, что система "Платон" готова к работе на все 100%.
На официальном сайте Федерального дорожного агенства опубликовано разъяснение о системе "Платон". В семи пунктах чиновники объясняют перевозчикам, что:
1. Товары народного потребления после введения платы для 12-тонников не подорожают, поскольку такие грузовики практически не возят товары народного потребления;
2. Рынок грузовых автоперевозок не пострадает. Фактически увеличение тарифов ощутят на себе только те организации, которые связаны с "серыми" перевозчиками, демпингующими на рынке и уходящими от налогов.
3. Приход и расход полученных оператором "Платона" средств будет прозрачным.
4. Система "Платон" полностью готова к началу работы и успешно прошла тестирование.
5. Преференций для иностранных перевозчиков не будет.
6. Бортовое устройство является не единственным средством для оплаты проезда грузовика. Существуют еще маршрутные карты на разовые поездки.
7. Перевозчик не обязан следовать тем маршрутом, который он выбрал при покупке маршрутной карты.
Уклониться от оплаты, чревато большими последствиями. В новой статье 12.21.3 КоАП РФ, которая вступила в силу одновременно с введением платы для грузовиков - с 15 ноября 2015 года, предусмотрена немалая ответственность за проезд грузовика с массой свыше 12 тонн без внесения платы. Граждане и индивидуальные предприниматели, нарушившие это требование впервые, должны оплатить штраф в размере 40 тысяч рублей, повторное нарушение будет стоить уже 50 тысяч рублей. Для юридических лиц размер штрафов намного выше - 450 тысяч рублей за первый проступок и 1 млн рублей за повторный.
Конечно интересное и емкое разъяснение, но теория далеко не всегда работает на практике. Да, и штрафы весьма значительны, что в свою очередь должно простимулировать перевозчиков соблюдать новые правила. Но посмотрим, что на это думают сами перевозчики!
Введение понижающих коэффициентов не слишком обрадовало владельцев грузовиков. Они требуют от Правительства полной отмены платы за проезд по федеральным трассам и утверждают что такие меры скажутся на грузовых перевозках самым негативным образом.
1. Новая система приведет к разорению малых и средних организаций, которые попросту не потянут налоговое бремя. Это обстоятельство приведет к снижению налоговых отчислений в бюджет и росту монополии на рынке автоперевозок, что в свою очередь повлечет увелечение цен на их услуги.
2. Так же, даже для тех игроков, которые останутся на рынке автоперевозок, введение такого сбора приведет к существенному удорожанию услуг по грузоперевозке для предприятий розничной торговли - общий рост себестоимости грузовых перевозок в этом секторе может составить 14%. К тому же перераспределение даже части перевозок с большегрузного на малотоннажный или другие виды транспорта приведет к значительному удорожанию конечного продукта. Ожидается рост цен на 2% применительно тарифу к 3,06 руб. (с 1 марта до 31 декабря 2018 г. тариф будет составлять 3,06 руб. за 1 км.
3. Новый дорожный сбор особенно затронет автоперевозки продовольственных товаров и товаров первой необходимости, а также сырья для их производства, где доля грузоперевозок, осуществляемых крупнотоннажным автотранспортом, достигает 85% и не может быть оперативно снижена в силу объективных причин.
По мимо этих минусов, которые будут заметны в долгосрочном периоде, есть еще один. "Платон" работает как зря. Как сообщает Газета.Ru - Массовыми техническими сбоями обернулся запуск сбора платы за проезд по федеральным трассам с тяжелых грузовиков. Владельцы 12-тонников говорят о серьезных проблемах при попытке оплаты. Кроме того, далеко не все перевозчики смогли раздать трекеры своим водителям, так как получили их слишком поздно.
Получается, что все эти издержки и надбавки будут заложены в цену продукта. Следовательно, они лягут на конечных потребителей. То есть, на Нас с Вами. Мы и будем из собственного кармана платить за эти дороги. Я вот думаю, нахрена мне качественные дороги, если я не смогу купить еду.
ПС. В конце хотелось заметить, что перевозчики не намерены мериться с новой системой. Акции протеста уже начались в некоторых регионах России. Так, 11 ноября 2015 года в Новосибирске водители большегрузов остановили свои автомобили. В протесте приняли участие около 370 грузовиков. Аналогичные, чуть менее масштабные акции прошли и в других сибирских городах. В Барнауле, в Улан-Уде, в Иркутске. Акция продлилась 3 часа. Забастовки также прошли в Московской области и ряде других регионов РФ.
Journal information